Регистрация имущественных прав

Регистрация имущественных прав Регистрация имущественных прав

Что такое государственная регистрация имущественных прав?

Государственная регистрация имущественных прав на недвижимое имущество – это официальное подтверждение государством факта возникновения, перехода или приостановки прав на недвижимое имущество.

 

Для чего нужна государственная регистрация имущественных прав?

Государственная регистрация необходима, прежде всего, для защиты прав собственника, наличие регистрации сводит к минимуму возможность регистрации злоумышленниками на себя прав на имущество, им не принадлежащее.

Только зарегистрированные права имеют юридическую силу перед другими (третьими) лицами, а зарегистрировать за собой права на недвижимость может только лицо, которому они принадлежат в соответствии с действительными документами, соответствуют требованиям законодательства.

С 1 января 2013 года начала действовать новая система регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, предусмотрена изложенным в новой редакции Закона Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений". Новая система является результатом комплексной реформы в сфере регистрации прав на недвижимость и их обременений, и вводится правительством Украины в течение нескольких последних лет с целью адаптации указанной системы к стандартам Евросоюза.

Давайте рассмотрим наиболее принципиальные моменты и нововведения новой системы.

Имущественные права и обременения, которые подлежат регистрации.
Регистрация правоустанавливающих документов на недвижимость (свидетельств о праве собственности, государственных актов, договоров аренды и др.), заменена регистрацией соответствующих прав и обременений.

Закон определяет недвижимое имущество как "земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения". В соответствии с Законом, зеленые насаждения и малые архитектурные формы не относятся к объектам недвижимости.

 

Обязательной государственной регистрации подлежат следующие имущественные права и обременения недвижимого имущества:

 

  • право собственности на недвижимое имущество (включая земельные участки);
  • право владения;
  • право пользования;
  • право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд;
  • право застройки земельного участка; право хозяйственного ведения;
  • право оперативного управления;
  • право постоянного пользования и право аренды земельного участка;
  • право пользования (найма, аренды) зданием или другими капитальными сооружениями, их отдельными частями;
  • ипотека;
  • доверительное управление имуществом
  • другие вещные права в соответствии с законом
  • налоговый залог, предметом которого является недвижимое имущество, и другие отягощения.


При этом, имущественные права, указанные в пунктах 2-3 выше, представляют собой производные права и подлежат регистрации после регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в Реестре. Теоретически, обременения недвижимости (например, ипотека) могут быть зарегистрированы в регистрации соответствующего права в специальном разделе Реестра, но на практике, в такой регистрации пока отказывают.

 

Согласно Закону, все вышеперечисленные права и обременения объектов недвижимости возникают с момента их государственной регистрации. При этом права и обременения, которые возникли до 1 января 2013 года, признаются действительными, если они были зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством или если такое законодательство не предусматривало обязательной регистрации прав.

Вместе с тем, на практике может возникнуть ситуация, когда в случае отсутствия информации в Реестре о регистрации вещного права невозможно осуществить соответствующие нотариальные действия с недвижимым имуществом, в частности, отчуждение имущество или заложить его.

 

Кроме того, обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2013 регистрация ипотеки в Реестре является основанием для ее действительности, а не приоритета, как это было раньше.

 

Что касается земли, то имущественные права и обременения земельного участка могут быть зарегистрированы в Реестре после регистрации такого земельного участка в государственном земельном кадастре в соответствии с процедурой, установленной Законом Украины "О государственном земельном кадастре"

 

Органы, ответственные за регистрацию

 

Начиная с 1 января 2013 года регистрация прав на недвижимое имущество и их обременений осуществляют государственные регистраторы Государственной регистрационной службы, а также нотариусы, в качестве специальных субъектов регистрации прав и обременений.

При этом, государственные регистраторы, в целом, ответственные за "первичную" регистрацию прав (в частности, в случае регистрации прав на построенный объект недвижимости), тогда как нотариусы регистрируют права, возникающие / изменяющиеся / прекращающиеся в результате сделок.  Нотариусы также, в отличие от государственных регистраторов, не уполномочены вести регистрационные дела и выдавать свидетельства о праве собственности на объекты недвижимого имущества.

На данный момент, за БТИ сохранились полномочия по проведению технической инвентаризации объектов недвижимости. Подразделения Государственного агентства земельных ресурсов Украины, в свою очередь - ответственные за ведение государственного земельного кадастра, оценку земель, и т.д.

 

Процедура регистрации

Как мы отмечали выше, хотя законодательство не обязывает перерегистрировать имущественные права и обременения недвижимости в Реестре, на практике это может оказаться необходимым.

Процедура регистрации прав и обременений по объекту недвижимости установлена ​​Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины №703 от 22 июня 2011 года и, теоретически, достаточно прозрачна и проста.

 

Для того, чтобы зарегистрировать имущественное право на объект недвижимости, заявитель должен подать государственному регистратору или нотариусу следующие документы:

  • заявление о регистрации прав;
  • документ, подтверждающий возникновение / изменение / прекращение права;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины / платы за выдачу выписки о регистрации;
  • документы, удостоверяющие личность / полномочия заявителя.

 

Аналогичная процедура предусмотрена для регистрации обременений. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости, а вот регистрация обременений может быть осуществлена ​​независимо от местонахождения объекта недвижимости.

Решение о регистрации права или отказ в такой регистрации должно быть принято в течение 14 рабочих дней с момента получения органом регистрации соответствующего пакета документов, о регистрации обременения - в течение 10 рабочих дней, о регистрации ипотеки - в течение 1 рабочего дня. Теоретически, указанные сроки не подлежат продлению.

 

Получение информации из Реестра

 

Информация из Реестра может быть получена в форме выписки, информационной справки или выписки.

В соответствии с Законом, право на получение информации из Реестра о зарегистрированных вещных правах в форме выписки имеют владельцы / правообладатели, а также их наследники или правопреемники. Получить выписку о зарегистрированных обременения прав вправе любое физическое или юридическое лицо.

Таким образом, несмотря на декларацию публичности новой системы регистрации, Реестр не является полностью публичным.

Как мы отмечали выше, на данный момент невозможно получить информацию из Реестра о вторичных правах на объект недвижимости (например, о залоге или арест такого объекта) в случае, если право собственности на него не зарегистрировано.

 

Также отметим, что нотариусы больше не уполномочены предоставлять информацию из Реестра прав (кроме как во время совершения нотариального действия с недвижимым имуществом); с 1 января 2013 это является прерогативой государственных регистраторов.

 

Введение публичной кадастровой карты

Еще одним новшеством, которое непосредственно касается регистрации прав на земельные участки, которое начало действовать с нового года, является введение публичной кадастровой карты. Такая карта является общедоступной базой данных о земельных участках, расположенных на территории Украины и содержит детальную информацию о них. Но, к сожалению, большинство изложенной информации – неполное и неточное.

 

По-прежнему, более подробная информация о земельном участке может быть получена в форме выписки из государственного земельного кадастра. Отметим, что новый порядок ведения государственного земельного кадастра расширил круг лиц, имеющих право на получение такой выписки, приобщив к нему, в частности, нотариусов и землеустроителей.

 

 

Несмотря на то, что законодательство о регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, вступило в силу с 1 января 2013 года, на сегодняшний день оно содержит ряд неточностей и внутренних противоречий, что существенно усложняет регистрацию. Для того, чтобы избежать всевозможных проблем и не затягивать процедуру регистрации имущественных прав, обращайтесь к высококвалифицированным специалистам, чья помощь существенно облегчит вам жизнь. Звоните! Будем рабы вам помочь!

 

 

Последнее изменениеВторник, 05 января 2016 14:58
Житлоэксперт

Оформление документов в БТИ Киева и Киевской области, адекватная цена , сжатые сроки,  профессиональные юридические консультации

Стоимость услуг

Сайт: zhitloexpert.com.ua Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наверх